Наверх

Отстройка гитары Joe Satriani

  
Отстройка гитары Joe Satriani


(Перевод интервью с официального сайта)

Предисловие.
Оригинальная статья была опубликована еще в ~2000 году и некоторые ссылки в ней уже не работают. Это и стало причиной перевода, чтобы увековечить данный текст, который тоже впоследствии может пропасть. И именно благодаря этой статье-интервью в начале 2000-х и началась история нашей мастерской.

Рассказывает гитарный мастер Гэри Бравер (Gary Brawer). Он поведает нам историю о гитаре Джо под названием Chrome Boy, и даст несколько советов.

О гитаре.
Корпус Chrome Boy как и большинство гитар Джо выполнены из Американской липы, не путать с европейской. Их характеристики хоть и схожи, но имеют отличия. Исключением является, пожалуй, только JS-6, без тремоло, ее корпус сделан из махагони. Что касается липы - это отличное сочетание веса (легкая) и тонального баланса, который хорошо подходит для звука Джо. «Ill get into further wood discussion later» - говорит Гэри )))

На гитарах с топлоком Джо использует Ibenez Edge (оригинальная орфография), отличие его в том, что Эдж имеет подходящее расположение седел под радиус накладки на гитарах Джо. Подробнее об этом будет ниже в главе «Отстройка».

В бриджевой позиции установлен звукосниматель Fred, он был разработан Стивом Блюхером (Steve Blucher) специально для Джо. В то время Стив возглавлял конструкторский отдел DiMarzo.
Далее Гери говорит: «Ill get some words directly from Steve on how the development process went. More on this and further pickup developments later» - но увы далее в статье не было ни слова…
В нековой позиции установлен PAF Pro.
По распайке у Джо все достаточно стандартно, переключатель на три позиции. Нек – оба – бридж. И две ручки: громкость и тон. Но есть и маленькая хитрость, ручка громкости также является пуш переключателем, которая выключает конденсатор 0,001, для treble bleed. Что помогает при уменьшении громкости сделать звучание distorion чище. (оригинальная орфография)

Вы можете заметить, что головка грифа на гитарах Джо не имеет наклона, как на большинстве Ibanez, и идет прямо, как на Fender. Джо любит натяжение и жесткость такого вида конструкции. Гриф сделан из цельного куска древесины с палисандровой накладкой.

Колки совершенно обычные Gotoh. Наша мастерская тоже любит Готох, выглядит их фурнитура не так идеально как, например Шаллер или Сперзель и даже Хипшот. Но соотношение цена / качество отличное. Была бы воля Джо, на всех его гитарах были бы установлены винтажные Klusons с отверстием по центру, куда можно прятать кончик струны. Это фишка повышает безопасность, чтобы его сын не укололся (stab).

Подготовка и отстройка.
Джо любит делать бенды на половину ширины грифа, а также ему нравится радиус накладки 9”.
Но те из вас кто пробовал делать большие бенды на таких грифах, прекрасно понимают, что это возможно, только если струны находятся достаточно далеко от ладов. Чем меньше радиус накладки, тем выше приходится задирать струны. Все бы ни чего, но стиль Джо подразумевает использование разнообразных техник исполнения не только бенды, но и тепинг и многое другое, а для этого струны должны располагаться как можно ближе к ладам. Идея отстройки заключается в том, что высота струн должна быть малой и равномерной по всей длине грифа. Другими словами высота струны не должна сильно меняться в зависимости от расположения ноты вдоль грифа. Если высота струны над ладами вдоль накладки существенно меняется, то это похоже на игру на фортепиано со случайной упругостью клавиш, говорит Джо. Правильно отстроенная гитара для Джо – это когда сила прижатия струны на всех нотах практически одинакова. Единственный способ такого добиться, сделать нестандартную накладку и шлифовку ладов.

Это как раз то, что демонстрируется в старом ролике нашей мастерской. Смотреть с 5:52.



Гэри делает накладку у порожка радиусом 9”, а на 22 ладу 10”.
Для чего это необходимо, вы можете прочитать в статье на нашем сайте про мультирадиусные накладки. http://guitarbench.ru/100-multiradius.html
Хотим отметить, что если сейчас зайти на сайт Ibanez, то на всех подписных моделях Джо значится радиус 250 мм.

Гэри строгает накладку максимально ровно с небольшой затяжкой анкера.
После установки ладов Гэри их выравнивает особым способом, как и с накладкой. Далее Гэри говорит: «At this point I won't go too far but feel free to ask if you have any questions». Мастер недосказанности )))
Мы перепробовали множество конфигураций, но все же продолжаем возвращаться к этой. После закатки и полировки ладов приступаем к отстройке.

Гэри пользуется несколькими размерами ладов на всех гитарах Джо, 2,41х1,14 и 2,33х1,22 мм.

Джо также отмечает, что для правильной отстройки гитары важны струны, их натяжение не должно быть сильным, чтобы не создавать трудностей при игре, но достаточным, чтобы звон появлялся только при сильных ударах. Как мы увидим дальше, понятие сильного удара для Джо несколько другое, чем у большинства. Необходимой упругостью, по мнению Джо, обладают струны D'Addario калибра 9-42.

Перейдем к цифрам и методу отстройки.
Высота струн над 12 ладом у Джо составляет 2/64 дюйма, что составляет 0,793 мм. В оригинальной статье все размеры даны в дюймах, но мы будем указывать в миллиметрах, побережом ваши нервы. О причинах столь низкого расположения струн было сказано выше.

Отстройка инструмента выглядит следующим образом. Седла на бридже должны совпадать с радиусом накладки. Вслед за этим гитара настраивается в строй, и гриф полностью выпрямляется. После этого настраивается высота струн. Струны опускаются как можно ниже, но чтобы они позволяли две вещи. Чистые бенды выше 10-го лада и чистое звучание шестой струны также выше 10-го лада.

Звукоизвлечение Джо настолько мягкое, что такой метод и получаемая высота струн работают для него отлично!

Далее ослабляется анкер, чтобы получить еле ощутимый прогиб. Я не могу сказать, сколько это в цифрах, на разных гитарах по-разному. Смысл заключается в том, чтобы басовые струны звучали чисто с 1 по 7 лад. Перед настройкой интонирования нужно отстроить и верхний порожек. На гитаре Джо это тоже достаточно маленькие показатели: 0,254 мм для первой струны и 0,33 - 0,381 мм для шестой струны.

(На этом оригинальный текст заканчивается)

Если вы испытываете трудности в отстройки инструмента, а мастерской под боком нет, попробуйте применить этот метод отстройки на своей гитаре. Но не смотрите на приведенные цифры, так как они коррелируются с техникой и звукоизвлечением Джо, а также с необычным грифом. Просто воспользуйтесь приведенным алгоритмом. Или второй вариант, сделайте все как указанно в статье и научитесь играть как Джо )))

Что касается нашей мастерской, перед отправкой гитары клиенту после ремонта или изготовления делается отстройка инструмента, похожую на ту которую предпочитает Джеф Бек (Jeff Beck),
Прогиб: 0-0,15 мм;
Порожек: E=0,22 – e=0,06 мм;
Высота струн E=1,8 – e=1,0 мм, несмотря на то, что большинству она не подойдёт.
Нам кажется, что люди должны попробовать, насколько гитара бывает удобной, если не понравится, всегда можно перенастроить под себя.
Для этого мы опубликовали подробную инструкция в группе вконтакте https://vk.cc/6m5SV4 настоятельно рекомендуем почитать и специальный плейлист на youtube https://vk.cc/7yPyhr.

Джеф играет пальцами, что тоже является достаточно мягким звукоизвлечением, но и для медиатора такая отстройка вполне подходит, если у вас в достаточной степени контролируемое звукоизвлечение. Ведь правильное звукоизвлечение – это не сила щипка и неглубокий захват струны медиатором, а легкое и хлесткое касание кончиком медиатора под «правильным» углом. Как резкий удар молоточка. Чтобы струна прозвучала с максимальным кол-вом гармоник, и при этом имела минимальную амплитуду колебаний, как в общем, так и по направлению к ладам. Из физики мы знаем, что короткое и минимальное воздействие на объект возбуждает наибольшее число обертонов. Так же на их кол-во влияет и место извлечения, но это уже совсем другая история.

PS:
Короткое видео где Джо хвалит Гэри и говорит, что все благодаря его чудесной отстройке.



Друзья! Хотим дополнить статью видеопримером правильного звукоизвлечения от Юрий Шильников.
При таком щипке никакого лишнего звона не будет.