Наверх

О чем не упоминают при изготовлении гитар

  
О чем не упоминают при изготовлении гитар


Продолжу свои беллетристические излияния на тему гитар.
Не знаю, как назвать следующий текст, потому что это просто движение мысли при ответе на некоторые ваши вопросы. Пускай рабочее название будет: «О чем обычно не упоминают при изготовлении гитар».

Иногда мне задают вопрос, почему я не изготавливаю части гитар отдельно, а только инструменты целиком? Это не так, в перечне оказываемых услуг данный пункт есть, изготавливаю не только гитары целиком, но и отдельно грифы и корпусы, а также накладки, шаблоны для фрезеровки и вообще все, что вам может понадобиться.

Но я хочу предупредить, что купить корпус или гриф отдельно не всегда хорошая идея. И вот почему.

Музыкальный инструмент должен быть настроен, я говорю сейчас не про настройку струн в необходимый строй, а про различные части инструмента, которые тоже сонастраиваются друг с другом, примерно так же как вы делаете, настраивая струны. Какая-то в ми, какая-то в соль и т.п.

У акустических инструментов сонастраиваются верхняя и нижняя деки.
Подобная сонастройка справедлива и для электрогитар, только намного проще.
Настраивается дека и гриф с обратной расстановкой резонансов к акустической, у корпуса акустического инструмента резонанс ниже чем у грифа, у электрогитар наоборот.

Сонастройка музыкального инструмента – важная задача, которая позволяет максимально полно раскрыться вашему инструменту и избежать возможных проблем.
На смычковых акустических инструментах в случае ошибки в расчетах или изготовлении корпуса, можно получить слишком выраженный резонанс в пределах регистра, занимаемого инструментом, что при совпадении с извлекаемой нотой, может дать раздвоение частоты струны, в этом случае струна и корпус будут выступать в качестве двух колебательных систем вместо единой.
По словам мастеров смычковых инструментов, за счет низкого резонанса корпуса можно постараться вообще увести его за пределы регистра, что позволит избежать проблемы совпадения резонансов.
Слишком выраженный резонанс дает перекос тембра. Иногда это могут делать умышленно, но обычно стараются сбалансировать звучание инструмента.

Поэтому сделать хорошо звучащую акустическую гитару проще чем скрипку, а электрогитару еще проще.

При настройке инструмента стараются получить музыкальный интервал, равномерного темперированного строя, принятого в XIV веке (если, не ошибаюсь), состоящего из 12 полутонов.
По словам известного гитарного мастера Черняева и скрипичного мастера Ноздрина, лучше если интервал немного не строит. Ноздрин, как и Страдивари настраивает нижнюю деку по секундам, а нижнюю с верхней деки в секунду или малую терцию. Из чего можно сделать вывод, что при настройке инструмента диссонирующие интервалы предпочтительнее, чем консонирующие. У этого подхода есть своя логика.

Если по какой-то причине, например, отсутствие абсолютного слуха, сложно понять какой интервал получается, то лучше разнести ноты резонансов подальше друг от друга по уже описанным причинам.
Как это делают на фабриках фендер, в случаях с кастомными заказами (https://youtu.be/rAxvKw-wg-Y).
Это одна из причин, по которым люди отмечают преимущество в звучании кастомных и мастеровых гитар над серийными.

Поэтому, предпочтительнее изготовить гитару целиком.
Но и из такой ситуации можно найти выход.

Если мне необходимо изготовить корпус к уже готовому грифу или наоборот - я всегда прошу прислать ту деталь, к которой будет изготавливаться пара – это не только позволит их сонастроить, но и максимально точно подогнать друг к другу.

Так же, сложности в сонастройке есть при изготовлении гитары с большим дизайнерским уклоном из-за непривычной конструкции и формы. Выход из этой ситуации для меня следующий, при изготовлении гитары по эскизам заказчика делаю гриф в точности по пожеланию клиента (если они не противоречат здравому смыслу), так как удобство игры на инструменте для подавляющего большинства преобладает над звуком. А затем изготавливаю деку, выполняя по пожеланию заказчика только контур, а все нюансы изгибов, рельефов, вырезов и прочих изменений с декой позже делаю на слух. Так же может помочь варьирование породами древесины и/или распилом заготовок, т.к. тангенциальный, полутангенциальный и радиальный распил будут давать разный результат.
Конечно если заказчик настаивает на максимальном соблюдении его эскизов, это его выбор.
Как я уже писал тут (https://vk.cc/5MGhDD): «Перед началом работ я обязательно информирую человека о плюсах и минусах его выбора, чтобы он еще раз все взвесил, но практически никогда не отговариваю. Это его выбор, который я уважаю. Человек должен получать удовольствие от своего инструмента через те органы чувств, которые ему это позволяют. Возможно у человека нет слуха и он будет наслаждаться видом и тактильными ощущениями от своего инструмента, или просто гитара будет хорошо смотреться на сцене. Почему нет?»

Точная настройка инструмента производится не всегда, так как это требует времени, а большинство заказчиков не хочет ждать не то, чтобы настройки инструмента, но и его стабилизации. Я ни в коем случае их не виню и понимаю, что это происходит от недостаточной осведомленности о том, как изготавливается музыкальный инструмент, или им просто это может быть не надо.

Есть несколько известных фирм, которые делают кастомные заказы дольше всех.
Джон Suhr в своем интервью говорит, что кастомные заказы выполняются от 7 мес. до 1,5 года. Иногда заказ сбрасывается и все начинается по новой, если их не удовлетворяет результат. Джон говорит, что не отдаст клиенту плохой инструмент потому, что, если что-то случится потом с этой гитарой он потеряет больше, чем заработает сейчас. Так, что приходится ждать.
Полностью с ним согласен, пускай меня матерят клиенты за то, что я долго делаю, чем за плохой результат.

И Allevacoppolo, которые изготавливают свои бас-гитары около 3 лет.

И это при наличии всех необходимых производственных мощностей и персонала. Все потому, что собрать гитару как столярное изделие хватит и 2 месяца, а вот довести ее до состояния музыкального инструмента нужно время. И для того, чтобы обезопасить заказчика от сильного коробления древесины в процессе эксплуатации и хранения своего инструмента, требуется еще больше времени.
Не подумайте, что я хочу сказать о том, что чем дольше изготавливается инструмент, тем он лучше.

Я считаю, что 3 года для электрогитары — это перебор (но, если Allevacoppolo делают инструмент на протяжении этого времени значит у них есть на это причины, они профессионалы), а вот 6-7 месяцев - это разумная временная планка для изготовления хорошего музыкального инструмента, конечно если все идет гладко.

Полгода — достаточный срок для выявления большинства возможных проблем и пороков древесины. А вот их исправление, или изготовление детали по новой, конечно опять займет время, не только на изготовление, но и опять-таки на отслеживание возможных проблем.

Из чего же складывается срок изготовления инструмента?
Понятно, что речь не может идти о сушке древесины, так как большие и мелкосерийные производства имеют достаточный запас. Так же речь не идет о непосредственном изготовлении инструмента, для этого достаточно 2-3 месяца.

Сейчас я расскажу, как в идеале должно выглядеть производство гитар, и вы самостоятельно поймёте.

а) Берется просушенная доска, распускается и строгается для получения прямоугольной и ровной заготовки для грифа. Далее откладывается на 2 недели – месяц. В 95% случае доска коробится в различных направлениях и приобретает крыловатость, что является следствием остаточных напряжений роста, проявляющихся после усушки. Чрезмерные коробления происходят из-за неправильной сушки, снизить ее последствия можно, если выравнять древесину по влажности.
Далее, опять строгаем заготовку в ровную плоскость и откладываем на 2 недели – месяц.
И так столько раз, сколько необходимо, пока ее движение полностью не прекратится или она не будет забракована. Тоже самое для накладки и корпуса.

б) На следующем этапе заготовки склеиваются между собой, и, если клей был на водной основе отправляют их на два месяца в сушильный шкаф. Дальше проверяют склеенные заготовки на ровность, и если обнаруживаются деформации проделывают с ними по новой, что описано в пункте - а.

в) Когда движение заготовок остановилось придают им форму и опять откладывают на 2 недели – месяц. Если проявились деформации справляются с ними за счет запаса размеров готовых деталей. Так как прогнать через фуганок, рейсмус или шлифовальный станок готовый гриф уже нет возможности, его деформации устраняются за счет накладки. Шлифуя и откладывая на время пока движение не остановится. Если на данном этапе не удается справится с капризной древесиной, такую деталь признают бракованной. И начинают изготовление с самого начала.

Совершенно не обязательно, что древесина будет коробиться на всех этапах, но большой % заготовок ведет себя именно так.

На всех этапах производства должен поддерживаться стабильный температурно-влажностный режим. Иначе движение древесины никогда не прекратиться, и будет происходить не только из-за выходящих остаточных напряжений, но и из-за набухания и усушки. В таких условиях сложно получить высокое качество. Все большие фабрики оснащены автоматическими системами регулировки температурно-влажностного режима. Если вы когда-нибудь, смотря видео с экскурсиями по гитарным фабрикам замечали, что под самым потолком распыляется вода - это и есть эти системы.
В моей скромной мастерской к сожалению, нет подобной системы, но у меня имеются термометры и гигрометры, по которым я отслеживаю перепады температуры и влажности, и при серьезных перепадах убираю заготовки в покрасочную камеру, где регулируется влажность.

Я как всегда рассказал поверхностно, но с примерами, что бы было интересно читать всем. К тому же я не являюсь специалистом по изготовлению акустических музыкальных инструментов, с электрогитарами все намного проще. Поэтому более подробно ознакомиться с процессами в акустике колебательных системах вы можете самостоятельно в спец. литературе, научных статьях и исследованиях.
Могу посоветовать книгу физика Г. Бакгауза - «Устанавливающиеся процессы в акустике», но не уверен, что она существует в полном издании со всеми редакциями в электронном виде.