Наверх

Как влияет покраска на звучание гитары

  
Как влияет покраска на звучание гитары


Раньше не раз упоминал, что делаю очень тонкое покрытие гитар, даже фактуру ольхи можно разглядеть, и это мне порой не выгодно.

Давайте разбираться предметнее, для чего и почему.
Сразу уйдем от слов «Звук», «Звучание» и т.п., так как в данном вопросе это вещи субъективные и довольно размыты.
Лучше будем использовать термин «вибрация» и другие показатели акустических характеристик, которые можно замерить.
Никаких разговоров на манер: «Гибсон звучит объемнее фендера, а у фендера больше стекла в звуке» - не будет.
Это субъективные описания, которые не замеряются приборами. Не слышал о приборе под названием глубиномер гитарного звука))))
Человек слабо воспринимающий диапазон частот, который у другого человека ассоциируется с «объемным звучанием» или «стеклом», вообще не заметит никакой разницы.
Что же он теперь должен в слепую верить кому-то на слово или полагать, что на звук ничего не влияет только потому, что он этого не слышит?

А вот вибрации можно замерить, и сравнить показания приборов даже человеку с полным отсутствием слуха. Естественно, от того как происходит вибрация полностью зависит звучание инструмента. Как начинается вибрация, как она длится, распространяется, и не маловажно, как она затухает.
Именно по этим показателям древесина является незаменимым натуральным материалом для изготовления музыкальных инструментов. Особенно акустических.

Я не силен в научной терминологии, буду объяснять по-простому.
И надеюсь, что даже человеку очень далёкому от физики и механики, основываясь на элементарной логике будет понятно, что любое изменение в конструкции будет влиять на ее свойства и поведение, назову это так.

Например: Кладем шар на стальной гладко отшлифованный уклон, он катится, имея при этом совершенно конкретные показатели. Меняем массу шара и вместе с ней меняется показатели при качении. Делаем из него куб, тоже все меняется.

Простой вывод, любое изменение конструкции гитары, как и этого шара влияет на вибрации. А покрытие гитары (не важно, чем) является изменением конструкции. Например, гитара весит N кг, после нанесения покрытия ее масса меняется, что влечет за собой изменение в ее механическом поведении. Характер вибраций меняется и это можно зафиксировать приборами. Это первый пример того, как покрытие может влиять на вибрации.

Второй пример: Берем тот же шар и другой уклон, мягкий, зыбкий и рыхлый. Тут тоже думаю всем понятно, что шар при качении будет выдавать совершенно другие данные, чем на гладкой, твердой и ровной поверхности. Может вообще не докатится до «финиша», т.к. его энергия будет поглощена уклоном. То же справедливо и для покрытия гитары, в большей или меньшей степени оно является демпфером, поглощая вибрации.

Это все неоспоримые теоретические, доказуемые данные.

А теперь давайте взглянем на ситуацию влияния покрытия на звук инструмента реально.

Фиксация различных данных приборами - это хорошо, но чувствительность человеческих органов восприятия в разы и в разы меньше. Высокоточный прибор, конечно же, зафиксирует изменение в вибрациях при увеличении массы инструмента на 30-50г после покрытия. Да что там 30г, уверен современные технологии позволяют отследить изменения и при 0,001.

Сможет ли это сделать человек...!?

Глядя на современный гитарный рынок могу сказать, что проблема переизбытка веса от покрытия сходит почти на нет. Давно не видел НОВЫХ гитар, даже китайских с такой проблемой. Это имело место быть на заре становления ПЭ материалов, когда покрытие инструмента достигало толщины свыше 2мм и веса от 300г. Лично не раз перекрашивал такие инструменты, после чего я и заказчик отмечали изменения в звучании, не кардинальные, но слышимые. https://vk.com/guitarbench?w=wall-61347315_7320

Вообще плохо ли изменение в весе инструмента? Гитары различных конструкций и материалов имеют разный вес. Старые Гибсон ЛП были тяжелее гитар от фирмы Фендер, их звучание было хуже? Нет. Оно было другим. Это если говорить о колебании веса в разумных пределах.
Если увеличение массы деки будет слишком велико, она не будет полноценно участвовать в вибрации инструмента, потому что струны не смогут ее раскачать. Но где вы такое видели, особенно если говорить про ЛКП?
Хотя один заказчик рассказывал, что у него была мастеровая гитара весом аж в 10кг.

С демпфированием дело обстоит немного сложнее, и его влияние более значительно, чем минимальные колебания в весе. Потому как, потеря вибраций - это есть потеря самого звучания.
Как я уже писал в других текстах, на звук повлияет неправильное использование материала, надо было еще дописать – неправильного материала. Сейчас вы поймете, что я имел в виду, говоря, что покрытие не влияет на звук, а влияет его неправильное использование. В остальном, влияние хорошего покрытия ничтожно мало и оправдано, но обо всем по порядку.

Для покрытия инструмента необходимо использовать материалы, которые как можно меньше будут гасить вибрации.

Эластичность – Зло. Твердость – Добро.
Большая толщина - Зло и т.д.

Именно по этой причине нельзя для гитар использовать те же ЛКМ, что и для покрытия автомобилей.
Они очень эластичны – это необходимо для того чтобы покрытие не трескалось во время эксплуатации, кузов автомобиля постоянно находится в движении.
Также в зону риска попадают натуральные материалы, такие как масло и воск. Они никогда не бывают твердыми, и проникнув глубоко в поры древесины, оказывают сильное демпфирующее воздействие. Опыта нанесения натуральных покрытий надо не меньше, чем при ЛК.

Раз мы покрываем изделие из древесины, то и материалы надо использовать для древесины. Только внимательно, для древесины тоже существуют эластичные материалы. А некоторые ПЭ содержат парафин.

Какие же материалы использовать?

Первое, где мы с вами определились – твердые.
Вот чарт материалов в порядке возрастания твердости пленки.
01 Натуральные материалы (масло, воск)
02 Нитролак
03 ПУ, Акрил
04 ПЭ
Если быть до конца честным, то ни один лак не бывает на 100% твердым, и только ПЭ при полной полимеризации превращается в кристалл. Это не мои выдумки, это слова технологов.

Также существует различная внутригрупповая твердость. А именно, из таблиц твердости указанных в ТДС для ПУ и акриловых материалов можно увидеть, что самым твердым является грунт и эмаль, некоторые эмали помягче, а лаки имеют наивысшую эластичность. Это обусловлено тем, какую роль материал играет в покрытии.
Насколько мне известно (утверждать ничего не могу), есть возможность с использованием специальных добавок довести твердость лака до H2 и даже до H3.

Первоначальное предназначение покрытия – это защита древесины от внешних воздействий, паразитов, гниения, влаги, износа и т.д., следовательно, материал должен хорошо справляться с защитой. Основной должна быть защита от влаги, лак не должен пропускать влагу внутрь древесины и выпускать ее оттуда, чтобы процент связанной влаги в древесине всегда оставался кондиционным, как после сушки 6-8%, для некоторых регионов ~10%. Это называется – паронепроницаемость. В противном случае, древесину будет коробить, так же инструмент может разрушаться от сильных перепадов относительной влажности воздуха.
К слову говоря, по этой причине, если требуется, я просушиваю деки инструментов в процессе перекраски до кондиции, что бы эффект от перекраски был не только эстетическим, но и практическим.

Чарт материалов в порядке возрастания паронепроницаемости.
01 Натуральные материалы (масло, воск)
03 Нитро
04 ПУ
05 Акрил
06 ПЭ
И это тоже не мои выдумки.

Вот, пожалуй, все что я смог вспомнить на момент написания о причинах, по которым я стараюсь делать покрытия как можно тоньше, не используя при этом нитро материалов, необходимо найти компромисс между защитой и влиянием на вибрации. Не важно услышит это кто-то или нет. Мои весы всегда склоняются в сторону «звука», нежели к практичности покрытия.

Конечно, если клиент просит сделать покрытие потолще или из натурального масла, без проблем. Перед началом работ я обязательно информирую человека о плюсах и минусах его выбора,
чтобы он еще раз все взвесил, но практически никогда не отговариваю. Это его выбор, который я уважаю. Человек должен получать удовольствие от своего инструмента через те органы чувств, которые ему это позволяют. Возможно у человека нет слуха и он будет наслаждаться видом и тактильными ощущениями от своего инструмента, или просто гитара будет хорошо смотреться на сцене. Почему нет?

В заключении еще немного размышлений о материалах.
Не вижу никаких объективных предпосылок считать, что ПЭ материалы или грунты как таковые, оказывают большее влияние, чем другие. На самом деле, наоборот.
Всем известно, что самая толстая пленка у грунтов и особенно у ПЭ грунтов. Но никто не мешает делать ее тонкой при нанесении и еще сильнее утоньшать при шлифовке. Как это, например, делает Suhr с ПЭ, я также поступаю с ПУ. В итоге остается тончайший слой с минимальной просадкой, полностью выполняющий свою задачу. Тот же нитролак можно положить толще, чем то, что остается от грунта после всех этих экзекуций. При этом грунт и особенно ПЭ имеет наивысшую твёрдость. Также, для уменьшения кол-ва используемого грунта можно прибегнуть к помощи материалов для поразаполнения – это нормальная практика, фирма Гибсон всегда его использует и использовала в колерованном виде. Я использую редко, для специфических задач. Мне ближе схема с грунтом-изолятором, который наносится супертонким слоем и почти не заметен на древесине, он лишь закупоривает поры выдавливая из них воздух, чем уменьшает просадку основного грунта и его кол-во.
Возможно, есть какие-то другие причины, по которым грунт может оказывать сильное воздействие, но мне об этом ничего неизвестно.

Так что же, влияет покрытие на звук или нет?
Несомненно – это неоспоримый факт. Таковы законы природы.
Насколько это заметно?
Правильно сделанное покрытие, правильными материалами оказывает настолько несущественное влияние, что в большинстве случаев им можно пренебречь, различить на слух гитару без покрытия и с хорошим покрытием смогут единицы (которых еще надо поискать), поэтому никто и никогда не будет учитывать это влияние. Как мы убедились, от покрытия больше пользы, чем вреда. Плюс ко всему покрытие неотъемлемая часть звучания инструмента, к которому все привыкли.

Неграмотное покрытие неподходящими материалами действительно может погубить звучание инструмента, которое легко на слух сможет определить даже среднестатистический житель планеты Земля. Но зачем это обсуждать? Отдавайте свой инструмент в профессиональные руки, (автомалярки не подходят) и все будет хорошо.

При наличии опыта и необходимых знаний, любую задачу можно решить наилучшим способом, не придавая анафеме современные технологии и реалии.



К прочтению рекомендуется:
Сколько времени занимает покраска гитары?
Сравнение акриловых и полиуретановых лаков
Открытопористая отделка
Закрытопористая отделака
Как влияет покраска на звучание гитары
Покраска гитары - Вопросы и ответы
Новая краска поверх старой